ИСТОРИЯ ИНСТРУМЕНТА
Домра - русский музыкальный струнный щипковый инструмент. О происхождении его
известно не так много. Сведения о домре в России сохранились только в старинных
дворцовых записях и в лубочных картинках. Люди, игравшие на домре, назывались
домрачеями. Некоторые историки полагают, что предок домры - древнейший
инструмент ТАНБУР. Выглядел он, конечно, совсем не так, как домра, но, тем не менее,
имел корпус, гриф и струны. Представьте себе довольно нелепое сооружение из
высушенной и выдолбленной тыквы, к которой привязана палка, а на палке натянуты
жилы животных. Да еще выточенный из рыбной кости медиатор. Именно так выглядели
предки всех знакомых нам щипковых инструментов. Как и все музыкальные инструменты,
танбур видоизменялся в зависимости от тех стран, куда ему приходилось попадать.
Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков под названием домр,
и у татар и киргизов под названием домра, домбра, дунбура, думбра, попала в Россию во
время монгольского ига. Именно с домрой, а вовсе не с балалайкой, как многие думают,
бродили по земле Русской скоморохи лет 500 тому назад. В XVII веке для домры
наступили тяжелые времена. Так, в "Памяти" верхотурского воеводы Рафа Всеволожского
приказчику ирбитской слободы Григорию Барыбину от 13 декабря 1649 г. читаем: "А где
объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды,
и тебе б то вся велеть выимать, и изломав те бесовские игры, велеть жечь; а которы люди
от того ото всего богомерзкого дела не останутся и учнут вперед такова богомерзкого
дела держаться, и тебе б по государеву указу тем людям чинить наказание, и ты бы тех
ослушников велел бить батоги". По свидетельству немецкого путешественника Адама
Олеария, не раз посещавшего Московию в первой половине XVII в., Патриарх Иоасаф I
"запретил русским вообще инструментальную музыку, велел забрать инструменты в
домах, и однажды пять телег, полных ими, были отправлены за Москву-реку и там
сожжены". Что же, на Руси и такое может случиться…
Трудно сказать, на чем играли
народные музыканты в период с середины XVII до начала XVIII века, потому что только
в XVIII веке появилась балалайка. А в конце XIX века замечательный русский
музыкант-исследователь В. В. Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по
восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Именно по
его указаниям было создано семейство домр разных размеров - пикколо, малая, альт, бас
и контрабас. Реконструированная трехструнная домра получила квартовый строй и
полный хроматический звукоряд, а также, реабилитированная, включена в состав
балалаечного ансамбля. В начале XX века Г. П. Любимов и С. Ф. Буров сконструировали
семейство четырехструнных домр квинтового строя. С тех пор домра прочно заняла свое
место в музыкальном мире. |